Реформа института банкротства

Реформа института банкротства

Реформа института банкротства

            Управление Росреестра по Курской области информирует.

Работа над законопроектом об облегченном внесудебном банкротстве граждан, принять который президент РФ Владимир Путин рекомендовал еще в срок до 17 апреля, никак не выйдет на финальную стадию, поскольку к нему есть замечания у части банков.

Поправки в закон о банкротстве, которые предусматривают появление в России института внесудебного банкротства граждан, находятся на рассмотрении в Госдуме с сентября 2019 года, но далее первого чтения не продвинулись. В конце марта 2020 года президент Путин рекомендовал Госдуме совместно с правительством «обеспечить принятие» этого проекта, чтобы упростить процедуру банкротства граждан. Однако из-за споров о требованиях к кандидатам в банкроты депутаты не уложились в срок.

В середине июня была обнародована доработанная редакция проекта ко второму чтению, и в ней нашла отражение ключевая идея ЦБ РФ о доступности внесудебной процедуры исключительно для тех граждан, у которых ранее приставы не нашли имущества и по этой причине вернули исполнительный лист взыскателю. Размер обязательств таких должников должен укладываться в интервал от 50 тыс. до 500 тыс. рублей. Заниматься этими делами было поручено многофункциональным центрам (МФЦ). Тем не менее, обсуждение документа на пленарном заседании Госдумы раз за разом переносится.

Законопроект предполагает, что гражданин, желающий пройти процедуру банкротства, должен уведомить МФЦ о своих кредиторах. Но ряд банков опасаются, что они окажутся в неравном положении, если часть долгов не будет упомянута и заемщик продолжит платить по ним.

Некоторые банки утверждают, что будет отсутствовать возможность контроля за полнотой и корректностью информации, поскольку указание перечня кредиторов возложено на самого должника и должник может намеренно не указывать часть долгов, и в результате кредиторы могут оказаться в разном правовом положении. Также не исключены случаи, когда будет списываться часть долгов, а долги иных кредиторов будут продолжать оплачиваться, при этом будут нарушены права отдельных кредиторов.  

В Сбербанке считают, что ситуация, когда гражданин спишет только часть долгов, а по остальным — продолжит выплаты, технически возможна, но вряд ли будет встречаться на практике, поскольку внесудебное банкротство предназначено главным образом для малообеспеченных граждан, которые вряд ли смогут продолжать какие бы то ни было выплаты после признания их несостоятельными в упрощенном порядке.  

После того как МФЦ получит заявление гражданина о банкротстве, его сотрудники проверяют, есть ли у заявителя оконченное из-за отсутствия возможности взыскания исполнительное производство. Достаточно, чтобы оно было хотя бы одно, чтобы путь к внесудебному банкротству для человека открылся, говорил автор законопроекта, глава комитета Госдумы по собственности Николай Николаев.

Если такое законченное производство есть, то МФЦ вносит данные о должнике в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (ЕФРСБ). С этого момента начинается полугодовая процедура внесудебного банкротства, которая заканчивается через полгода автоматическим списанием долгов, если финансовое положение гражданина не улучшится. В этот период упомянутые гражданином кредиторы могут направлять в госорганы запросы о наличии у него имущества.

Однако в целом банки не отвергают идею внесудебного банкротства граждан, предложенные лимиты долга и срок процедуры. «ВТБ поддерживает законопроект о внесудебном банкротстве. При этом порог задолженности — 500 тыс. рублей — представляется разумной величиной, а должник должен соответствовать признакам несостоятельности (нет имущества и т.п.)», — сообщили в пресс-службе банка.

Однако в Росбанке отмечают, что под лимит долга в 500 тыс. рублей подпадает более 90% всех кредитов. «Это с учетом закредитованности населения может привести к массовым подачам граждан на внесудебное банкротство», — говорит представитель банка. 

В Ассоциации банков России (АБР) по итогам обсуждения законопроекта участники дискуссии решили, что ряд норм закона порождает высокий уровень правовой неопределенности и не учитывает баланс интересов должников и кредиторов. Было принято решение консолидировать предложения банковского сообщества для его рассмотрения ко второму чтению, говорится на сайте АБР.

При подготовке статьи использованы материалы Новостной ленты «Интерфакс»

 

11:35
122